Мария - выпускница нашего Центра приняла участие в I Форуме выпускников организаций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Шаг в будущее" и выступила со своей историей. которой дала название:
«Всегда вместе»
Добрый день! Меня зовут Черных Мария Николаевна, мне 28 лет.
Впервые попала в приют г. Усть-Илимска около 3 лет. Через некоторое время получила статус ребенка-сироты.
Все сознательное детство и юность я росла и воспитывалась в приюте, а около 15 лет попала в приемную семью.
Вспоминая те годы, я испытываю искреннюю благодарность и тепло к своим приемным родителям. В семье нас было 3 детей. Отчетливо помню, как приемный отец готовил по утрам молочную кашу, а после школы НАС ЖДАЛИ…, ВСТРЕЧАЛИ…, и был горячий обед. А в выходные мы с приемной мамой стряпали чебуреки. Там я поняла, что такое семья…
После окончания школы я поступила в училище, получила профессию Мастер Евроремонта. Затем освоила вторую специальность повара-кондитера.
Около 19 лет вышла замуж, и через год впервые стала мамой. Сегодня у меня крепкая семья: любящий муж, двое детей и еще у меня есть моя работа.
После декрета столкнулась с проблемой трудоустройства. Даже имея 2 специальности и встав на учет в Центр занятости, молодой матери без опыта работы трудоустроиться никак не получалось…
Уже почти отчаявшись найти подходящую работу ноги сами принесли меня в Центр, где всегда нас поддерживали и помогали найти выход и самых разных жизненных ситуаций. Выслушав мою беду, директор сказала: «Маша, приходи работать к нам, и мы всегда будем вместе». Не долго думая, я прошла мед комиссию и приступила к работе уборщиком служебных помещений.
Эта работа стала моим первым рабочим местом, за мной как за выпускницей сразу закрепили наставника, из более опытных сотрудников. Она поддерживала меня, подсказывала как правильно распределять рабочее время и аккуратно указывала на некоторые недоделки, а как же без этого! Но это всегда оставалось между нами.
Сегодня я думаю, что именно благодаря моему наставнику мое первое трудоустройство стало моим постоянным рабочим местом.
В Центре я работаю около 5 лет, а еще я учусь – получаю профессию младшего воспитателя.
Однако так удача улыбается не каждому выпускнику. Вспоминая те сложности, с которыми я столкнулась при первом трудоустройстве, хотелось бы чтобы все выпускники были обеспечены рабочими местами. А еще, чтобы у каждого впервые устроившегося на работу был наставник. И не важно, куда ты пришел работать в Центр помощи или на завод, ничто не может придать большей уверенности в своих силах, чем поддержка и мудрый совет старшего товарища.
Предлагаю:
- ввести технологию закрепления наставников на рабочих местах.
- рассмотреть возможность выделения квотируемых рабочих мест на предприятиях для трудоустройства лиц из числа детей-сирот.
На областном конкурсе специалистов учреждений социального обслуживания несовершеннолетних и семей на лучшую литературную работу "Книга судьбы", прошедшем в городе Иркутске, социальному педагогу отделения помощи и детям Чурсиной Е.И. вручен диплом за победу в номинации "Постинтернатное сопровождение".
Работа Елены Ивановны называется "Былина об Ольге" рассказывающая о жизни и нелегкой судьбе одной из неполных семей состоящих у нее на сопровождении.
Часть I
Однажды, в северной долине,
Средь гордых сосен и берез,
В роддоме девочку родили,
Оставив её там без лишних слез.
Не нужной оказалась Ольга,
Семье и без того большой.
Пусть государство воспитает
И станет для неё семьей.
Девчушка наша подрастала
И возраст школьный быстро подошел,
Но Оля не могла учиться,
Обследования час тут и пришел.
Добавился ещё и новый статус:
Оля - ребенок-сирота - ребенок-инвалид!
Так годы шли и девочка росла.
Родными стали для нее лишь стены
Детдома-интерната №2.
И ежедневно Оленька мечтала,
Что мама все-таки придет за ней
В окошко девочка смотрела,
Но шли года, надежда становилась все серей…
Подростком став, в душе жила обида,
Ментальные особенности с ней,
И, часто проявлялись вспышки гнева,
Ведь жить в семье хотелось все сильней…
Часть II
Тут Ольга наша повзрослела,
Достигла восемнадцати годов,
Но жить одна она бы не сумела -
Ведь в жизни современной тяжело.
По возрасту она была уж взрослой,
Развитие - ребенок девять лет.
Консилиумом принято решенье
Дом-интернат - другой дороги нет.
Шли годы в доме интернате,
Хотелось жить в семье, что мочи больше нет.
Искала своих родственников Оля
И вот нашла. Спасибо Интернет.
Тогда узнала наша Оля,
Что у нее огромная семья.
Есть тети, дяди, сестры, братья,
И всем она была им не нужна.
Просила Ольга очень сильно,
Родных своих забрать ее домой,
Одна из теть на это согласилась,
И Оля едет в гости к ней, довольная собой.
И радость наполняет душу,
Кому-то ведь я все-таки нужна.
Родная кровь уж рядом и жизнь станет лучше!
И счастья полным полнехоньки глаза.
Но счастье Оли длилось так недолго,
За пару лет понятно стало всем,
Что жить в чужой семье, по их законам,
Не так уж просто - не легко совсем.
Не долго думая, собрав рюкзак походный,
Она ушла, ушла и насовсем.
Ища семью, отправилась в дорогу,
В края родные, и жила лишь тем…… ...
Часть III
Приехав в Усть-Илимск, в тот самый город,
В то место, где была и рождена,
Она нашла своих сестер и братьев,
Тогда исполнилась еще одна мечта.
Теперь они знакомы…. Но что дальше?
И жизнь теперь у каждого своя.
Рассыпались мечты у нашей Оли -
Ведь им она не так уж и нужна.
Искала Оля помощь, утешенье,
И обращалась в разные места: жить негде,
Нет прописки, нет решенья!
Как жить? Отчаялась она!
В то время Ольге было сложно,
Узнала, что беременна она,
И до конца еще не сознавала,
Что скоро станет матерью она.
Часть IV
Ей двадцать семь, в душе еще ребенок.
Пришла к нам в Центр с надеждою она,
И рассказала обо всех невзгодах,
И как жестока к ней была судьба.
Соц. педагог ей стала вместо мамы:
Где пожурит, где скажет, как ей быть.
И начали искать мы вместе правду:
Ребенку-сироте права восстановить!!!
И вот уже посыпались запросы
О том когда и где она жила,
О статусе характере болезни,
Узнали все с начала до конца.
Но тут уже и роды, а что дальше?
Ведь Оля - инвалид. Как справится она?
Решение пришло незамедлимо: В квартиру к нам!
Всему ее обучим от самого начала до конца!!!
Все вместе взялись мы тотчас же за работу,
Ей помощь очень уж была нужна,
К младенцу мы пробудим в ней заботу,
Расскажем, что роль матери важна.
Учили вместе, вместе помогали,
Оформить детские и справки все собрать.
И поликлинику с опекой привлекали,
Чтоб опыт материнства Оле передать.
Весь год мы с нею неразлучны были,
Учили пенсию свою распределять,
И в магазины вместе с ней ходили,
Чтобы расходы Оли сокращать.
За это время сделано так много,
Что на бумаге все не перечесть.
Пеленки, распашонки и коляска,
Жилье, поддержка - помощь есть!
Смогли еще мы отстоять и право -
Право жилья ребенка сироты,
На возраст не смотря все доказали.
Гордимся, ведь на очереди мы!
Пять лет прошло с тех пор, а мы шагаем рядом
Любуемся, как подрастает наш сынок.
И дочка появилась уж у Оли,
Но коль вопрос - то набирает сразу
Привычный телефонный номерок.
Мы рады дружбе нашей крепкой,
Семьею стали мы за те года.
А как еще? Ведь Оля же из наших -
Большой ребенок, и ребенок-сирота!
Е.И. Чурсина
Сегодня среди нас встречаются люди истории, которые до боли знакомы выпускникам социальных учреждений и воспитанникам приемных семей. Маркина Анастасия – одна из таких детей.
В возрасте 5 лет Настя с братом попали в приют. Со временем маму лишили родительских прав, и над детьми оформила опеку бабушка Тимофеева Вера Яковлевна. У Веры Яковлевны в то время, когда она взяла детей под опеку, уже было 11 родных детей. Про свою бабушку Анастасия готова говорить восторженно и очень много. Многодетная мать знала, что бояться ей нечего, ведь там где хватает на 11 детей, там хватит и еще двоим.
В детстве Анастасия, как и многие другие, была трудным ребенком. Характер у нее был вспыльчивый, она не понимала как нужно общаться со взрослыми. Вере Яковлевне и ее мужу Владимиру Кондратьевичу пришлось приложить много усилий для того, чтобы привить девочке прилежные манеры и смягчить ее поведение. Анастасия знает, что если бы не требовательность и настойчивость бабушки она выросла бы совсем другим человеком. В подростковом возрасте она, как и многие ее сверстники, не любила учиться. Но требовательность бабушки и чувство долга перед ней не позволяли Анастасии забросить учебу. О пропусках занятий девушка даже и не думала, ведь так подвести бабушку и разочаровать ее она не могла.
Вера Яковлевна же, в свою очередь, делала все от нее зависящее, что бы приемные дети ни в чем не нуждались. Анастасия с гордостью говорит о том, что у них с братом всегда была лучшая одежда и ухоженный внешний вид.
Про свою бабушку Анастасия говорит, что Вера Яковлевна стала и всегда будет примером для нее. Девушка с восхищением рассказывает о том, что в такой большой семье бабушка всегда находила время для любимого занятия – почитать книгу. И сейчас, несмотря на возраст, она не меняет свои привычки. Ведь в домашней библиотеке семьи Тимофеевых около 5000 книг. Чтение до сих пор остается любимым занятием для Веры Яковлевны.
После школы Анастасия поступила в ПУ 42, успешно закончила, получив профессию повара-кондитера, пошла работать на хлебозавод. С того момента и началась ее самостоятельная жизнь. Здесь она по настоящему поняла, что такое зарабатывать деньги самостоятельно. Хрупкая миниатюрная девушка больше года справлялась с тяжелой и монотонной работой по выпечке батонов.
Анастасия некоторое время жила в другом городе. Но судьба распорядилась так, что она вновь вернувшись в родной Усть-Илимск. Одна знакомая посоветовала ей попробовать устроиться работать в приют. Сейчас Анастасия считает, что сама судьба привела ее работать в Центр. В Центр, где сама она в детстве уже была. Только была она тогда крошечной воспитанницей приюта, ищущей тепла и заботы в глазах воспитателей. Сейчас, работая помощником воспитателя, добродушная и энергичная девушка старается отдать частичку душевного тепла каждому ребенку. Работая и общаясь с детьми, она старается помочь им понять, как нужно себя вести, донести до них те правила этикета, которые привила ей бабушка и которых эти дети не знают. Работа помощником воспитателя в Центре дала ей многое, со слов Насти, она стала общительнее, и у нее появилось чувство гордости за то, чем она занимается. Дети воспринимают ее как друга, делятся своими секретами и прислушивается к ее советам, что дает ей веру в то, что она выбрала правильный жизненный путь. Теперь ее профессия – любить, любить детей и стараться сделать их жизнь лучше и ярче.
Сегодня Анастасия полностью самостоятельный человек. У нее есть серьезный молодой человек. Ребята копят деньги на свадьбу и верят, что впереди их ждет счастливая семейная жизнь.
Вечером 6 июня 2019 года в музыкальном зале областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям г.Усть-Илимска и Усть-Илимского района» собралось много ребят! А вызвали этот интерес необычные гости, подростков посетили ребята родственной судьбы – бывшие выпускники Центра, такие же ребята из числа детей-сирот, уже подросшие, нашедшие свой путь и реализовавшиеся в жизни.
Успешные выпускники рассказали как они покидали родной Центр, как выбирали профессию, о чем думали, а чего упустили. Рассказали об отношении разных людей, встречающихся на жизненном пути, к детям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поведали о том чего ожидают эти люди от ребят, и как стоит себя вести, в разных ситуациях.
Мальчишек заинтересовала тема службы в вооруженных силах Российской Федерации, с неподдельным интересом слушали о студенческой жизни – веселой, интересной, но в то же время не всегда легкой. Девочки с интересом слушали об обустройстве семейного быта, о разных возможностях проживания в городской местности и сельской, о воспитании детей. А вот о возможности совмещении обучения с различными видами работы, волонтерства, участием в расширяющем кругозор отрядах, особенно связанных с путешествием по стране и зарубежью, внимательно слушали все!
Много интересного было рассказано, ребята с присущей им сейчас беззаботностью внимательно слушали и задавали интересующие вопросы. Ребята узнали, что главное в жизни – дети и семья, но чтоб дарить детям счастье и достойную жизнь своей семье, нужно начинать думать об этом с ранних лет, с получения образования, с правильного становления в обществе.
Стремление воспитать детей достойными людьми движет каждым из нас. Любой родитель больше всего на свете желает, чтобы дети нашли свое место в жизни. Дети, выросшие в стенах социальных учреждений не являются исключением. Бесконечное чувство гордости и профессионального удовлетворения переполняет всех сотрудников Центра, от директора до технического персонала, глядя на выпускников, достойно идущих по жизни и занявших в ней свое место.
Сегодня мы побывали в гостях у одной из таких выпускниц и хотим поделиться с вами ее историей. Любовь Лотоцкая была старшим ребенком в многодетной семье. Семья жила в далеком поселке Тубинский тихой размеренной жизнью. Отец умер рано, почти не оставив в памяти Любы воспоминаний о нем. Со временем у Любы появились младшие братья. Люба, как старшая дочь, старалась помогать матери с домашними делами, зачастую, присматривала за младшими детьми и рано стала взрослеть.
В школьные годы Любовь хорошо училась. Она старалась принимать участие в школьных и поселковых мероприятиях, была активной девочкой. Особое место в ее душе занимало вязание. Это увлечение помогало скоротать ей свободное время, приносило радость и удовлетворение. Уже тогда было понятно, что у девочки талант. Люба 8 лет ходила на факультативные занятия по вязанию, организованные при школе, и в итоге получила соответствующие удостоверения.
Отсутствие работы и перспектив в отдаленном поселке привели к тому, что мама все чаще искала успокоения в выпивке. Когда Любе было 16 лет, случилось так, что их семья распалась. Ее вместе с братьями поместили в Центр помощи семье и детям, а вскоре их мать лишили родительских прав. Находясь в Центре, Люба окончила школу и поступила в Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг, где получила профессию повара-кондитера.
Выйдя из стен социального учреждения, Люба очень хотела обрести свою семью. Сквозь годы она пронесла в памяти приятные хлопоты, теплые семейные вечера и мечтала воплотить семейное счастье в своей жизни. Сейчас Любе 21 год и она стала любящей женой и заботливой матерью двоих сыновей. Молодая мама полностью посвятила себя семье. Конечно, не просто иметь дома троих мужчин – говорит Люба – готовить приходится по три раза в день, а еще уборка и стирка. Но, этот труд компенсируется улыбками любящих глаз, которые придают ей сил и заряжают позитивом. Люба с легкостью справляется с домашними заботами и ее с уверенностью можно назвать отличной хозяйкой. Сейчас ей совсем некогда вязать, но вот, пройдет еще пол годика, младший сынок пойдет в детский сад и Люба вновь примется за любимое занятие.
В планах еще многое, и приобретение жилья, и выход на работу. А сейчас, мы верим, что у Любы все сбудется и гордимся тем, что из наших стен выходят такие целеустремленные и успешные выпускники.
Социальный педагог ОГБУСО «Центр социальной
помощи семье и детям г. Усть-Илимска и
Усть-Илимского района»
Елена Ивановна Чурсина